В основе картины Виктора Васнецова «Царевна-лягушка», написанной в 1918 году, лежит одноименная сказка. Три царевича, выпустив из лука стрелы, нашли себе невест. Стрела Ивана угодила в болото, поэтому его женой стала Василиса Премудрая в образе лягушки. Она сумела лучше всех исполнить царские приказы – соткать ковер и испечь хлеб. В картине представлена сцена пира – третьего испытания, устроенного царем для ж1н своих сыновей: царевна пляшет, музыканты задорно играют, а по прозрачному голубому небу плывут кучевые облака.
Картина создает атмосферу летнего праздника, причем не только сказочного, но и крестьянского. На противоположном берегу изображен деревенский хоровод, позади которого виднеются дома, а за ними – большое убранное поле со снопами. Вероятнее всего, Васнецов имел в виду августовские праздники (Ильин день или Успение Пресвятой Богородицы), или сентябрьские (Осенины), когда крестьяне обыкновенно устраивали гулянья. Таким образом, сказочному царству оказалась противопоставлена традиционная деревня, а озеро стало своеобразной границей между двумя мирами – реальным и сказочным. В «Царевне-лягушке» противопоставление как художественный прием становится основным. Помимо столкновения действительного и вымышленного художник определяет антитезу женского и мужского, замкнутого и открытого пространств, плавного танца царевны и угловатых «приплясываний» гусляров.
В центре композиции находится Василиса Премудрая. Её элегантное платье расшито золотой вышивкой. Длинные русые косы опускаются ниже колен. Лоб украшает невысокий кокошник-корона с россыпью самоцветов. Интересной находкой художника стало изображение облика Василисы. Как нарисовать «такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать», если представления о красоте являются понятием субъективным? Васнецов использует нестандартный приём: он пишет главную героиню со спины. Зритель видит только гибкий, грациозный стан танцующей девы, ускользающий профиль лица в лёгком повороте шеи. Неземная красота остаётся за кадром, но в полной мере отражается в восхищённых взглядах музыкантов, которые пританцовывают, сидя на скамьях, и готовы в любой момент пуститься в пляс.

Обстановка вокруг под стать героине. Стены царских палат расписаны дивными узорами. Под ногами, на паркетном полу, дорогой ковёр. Длинный стол на дубовых ножках накрыт белой скатертью, посуда на нём — золотая и серебряная со всевозможными яствами. За резной аркой уже появилось чудесное озеро с белоснежными лебедями. На дальнем плане виднеется русская деревушка. А за ней, вплоть до кромки тёмного леса, простирается золотистое поле. Девушки-крестьянки в национальных костюмах водят хороводы возле воды. Идиллию счастливой деревенской жизни дополняет светлое небо с пушистыми облаками и пролетающие грациозные лебеди. А тем временем царский пир продолжается. Царевна самозабвенно танцует. Рукава её платья в стремительном вихре разлетаются в стороны, а из-под подола то и дело мелькают в притопе каблучки изящных сапожек. Музыканты поддерживают атмосферу безудержного веселья, вовсю наяривают на гуслях и балалайках, склоняют головы в такт музыке. А зритель постепенно погружается в знакомый с детства сюжет сказки.
Над созданием картины «Царевна-лягушка» Васнецов работал в течение 17 лет, начиная с 1901 года. Однако в своих дневниках и письмах он не оставил хоть сколько-нибудь значимой информации. Поэтому любые попытки интерпретации произведения могут иметь лишь гипотетический характер.
Работа над картиной была завершена в 1918 году. Она хранилась в семье Васнецова, а в 1951 году была передана в Третьяковскую галерею.
