Thursday, January 6th, 2005 08:35 am
Нашло - и перечитываю старые книги. Вот "Старшую сестру" закрыла вчера. Такое странное ощущение осталось. Ну, воспоминания детства проснулись - это понятно. А вот как быть с какой-то неясной тоской по тем далеким, ушедшим временам, когда люди действительно свято верили во всё это - красные галстуки, пионерия-комсомолия, общественное выше личного и пр.? Наверное, не так уж плохо иметь перед собой ясную и яркую цель, пример для подражания и всё такое. Не знаю, не знаю...

[Настрой: никакой]
Thursday, January 6th, 2005 11:27 am (UTC)
Не так уж и верили, одно лицемерие было, по крайней мере в моем окружении... А неясная тоска идет, ИМХО, от ностальгии по детству/юности, но не тому времени. Или не так?
Thursday, January 6th, 2005 11:50 am (UTC)
Да в том-то и дело, что все мое окружение - верило. Возможно, не так фанатично, как это показывают сейчас в кино (те же "Дети Арбата" вспоминаются мне), но у людей была цель в жизни, что-то высшее. А у нас?
Thursday, January 6th, 2005 12:44 pm (UTC)
люди были лучше..у меня по нТВ+ есть канал Ностальгия, недавно показывли Что?Где?Когда? 25-летней давности. Какие же это были умные, счастливые, наивные (в хорошем смысле слова) люди..Естественно, всегда есть плохие и хорошие человеки, но в СССР был какой-то сдерживающий фактор, все эти доски позора, исключения из комсомола, выговоры..а сейчас каждый сам себе хозяин, всем друг на друга плевать.
Thursday, January 6th, 2005 12:55 pm (UTC)
Не было сдерживающих факторов! Всем было наплевать на эту ерунду, только страшились - посадят, сошлют. И люди сейчас такие же замечательные, что и раньше! Только раньше о дряни не говорили во всеуслышанье - как же в СССР такого быть не должно!
Thursday, January 6th, 2005 01:04 pm (UTC)
Так может, и не стоит говорить о многом во всеуслышание? Кому от этого легче? Нет, я не защищаю ни один строй, но у нас вечные крайности в стране.
Thursday, January 6th, 2005 06:14 pm (UTC)
Информация должна быть полной. И подавать ее надо не смакуя гадости, а четко и ясно, без гадких комментов или дурнопахнущих улыбочек. А недостаток информации мы уже проходили.
Friday, January 7th, 2005 01:39 pm (UTC)
Что для одних - коротко и ясно, то для других - излишек и соплежевательство.
Friday, January 7th, 2005 02:32 pm (UTC)
Значит, больше информации - хорошей и плохой, с комментариями и без. А не одного канала с одними и теми же прекрасными новостями! Не дай Бог рванет еще одна АЭС и мы узнаем об этом, только тогда, когда нарожаем двухголовых...
Saturday, January 8th, 2005 03:57 am (UTC)
Спорно. Ну узнаем мы, что рвануло - и что сделать-то сможем? А паника в населении тоже не есть хорошо.
Saturday, January 8th, 2005 05:56 am (UTC)
Угу, после Чернобыля дети все гуляли, народ с интересом наблюдал за заревом с АЭС - с балконов. И это образованные люди! Существуют определенные правила поведения, чтобы хотя бы по максимуму радиации не получить. Людей надо просвещать, тогда и риск паники уменьшится. А у нас по принципу - лучше пусть ничего не знают, да поменьше народу в стране. А у Белоярки давно уже двухголовый скот гуляет, никто ж не говорил о радиоактивных выбросах в конце 70-х...
Thursday, January 6th, 2005 12:53 pm (UTC)
И у нас есть, просто не все это еще обнаружили! Ищите, и отыщется!!!

Парадоксально, но эта цель уже есть, но не все ее просто осознают! Ну посмотрите сами, зачем люди рожают детей? Зачем ухаживают за своими родителями? Зачем пытаются сделать людям приятное?
Thursday, January 6th, 2005 12:59 pm (UTC)
Для себя. Исключительно для себя. Попробовал бы кто-нибудь заставить меня сделать что-нибудь на благо общества (ну, субботник какой-нибудь или БАМ строить) - да не сдвинулась бы я с места. Здоровая наивность мне бы не повредила, да только взять ее неоткуда.
Thursday, January 6th, 2005 06:12 pm (UTC)
Для себя и для ближнего своего. Вот и цель проясняется...
Friday, January 7th, 2005 04:41 am (UTC)
А где же порывы благородоства?
Friday, January 7th, 2005 05:43 am (UTC)
Тоже сюда вписываются: ближний - это не только родственник или близкий друг, но и сосед по лестничной площадке, сосед в автобусе, "сосед" по городу и пр.
Friday, January 7th, 2005 01:40 pm (UTC)
Все равно - это для себя, чтобы обо мне хорошо думали и говорили. А если за это совсем ничего не будет?
Friday, January 7th, 2005 02:29 pm (UTC)
Неправда! Вы подаете в метро нищей, чтобы она о Вас хорошо подумала? Вы любите своего ребенка - чтобы он хорошо думал о Вас?
Saturday, January 8th, 2005 04:01 am (UTC)
Вопрос о милостыни - отдельный. Я думала об этом в свое время. В итоге пришла к выводу, что подаю для себя. Что мои десять копеек нищему? Да ничего. Все равно их у него отберут (известно, что попрошайничество - это профессия). Но я все равно подаю. Такое самоутешение: вроде как благотворительностью занимаюсь, людям помогаю - вот, какая Я хорошая.
Любовь к ребенку - это уже немножко другая опера. Это инстинкт.
Saturday, January 8th, 2005 05:59 am (UTC)
У бабульки не отберут. Она себе на еду собирает и рада любой 10-копеечной монетке!
И еще. Если Вы приносите кому-то радость и добро, то это уже не имеет значение, для себя или не для себя Вы это делаете - Вы несете добро и это прекрасно! И пусть это будет сначала для себя, а потом уже окажется, что это проиходит ради другого.
Thursday, January 6th, 2005 08:16 pm (UTC)
Да не те же люди. Стали прагматиками, "а что мне с этого будет?" - в первую очередь так думают...Упадешь-руки не подадут, плохо станет - скорую не вызовут. Сейчас поступки, которые тогда были нормой, считаются благородными..Вот сегодня ходила на фильм, мягко говоря не для детей, откровенные сцены, соответствующие разговоры, и родители пришли с детьми лет 10 и разрешали им это смотреть. Так вот 20-30 лет назад их бы в зал даже не пустили. А сейчас - деньги, деньги..
Friday, January 7th, 2005 04:45 am (UTC)
Самое забавное, что таких, как мы - прагматиков, эгоистов и "всё для себя" - в тех книжках, что я сейчас перечитываю, осуждают. Они (=мы!) - отрицательные персонажи.
Friday, January 7th, 2005 05:56 am (UTC)
Конечно, иначе весь этот колосс на глиняных ногам - СССР - рухнет! Потому и рухнул, что нежизнеспособен. И в СССР жили сплошь "прагматики" и "эгоисты", только свои взгляды не афишировали - одно вранье сплошное было. Этот "прагматизм" и "эгоизм" - норма человеческая. Потому и заключаю эти слова в кавычки -- что существует настоящий прагматизм и эгоизм - бесчувственны к чужой боли, а "прагматизм" и "эгоизм" - это здоровый индивидуализм, норма для жителей нормальных стран. Мы становимся нормальными!

И неправда, что упадешь - руки не подадут: пару лет назад отец рухнул прямо в метро - с сердцем плохо стало - его выволокли на станцию, нашли среди пассажиров врача, нашли какие-то таблетки, вызвали скорую...
Сколько раз по жаре в электричке на дачу езжу, часто кому-то плохо из пожилых бывает - обязательно по вагонам пройдут, найдут врача или нужную таблетку, скорую вызовут и пр.
Friday, January 7th, 2005 05:49 am (UTC)
ИМХО, это не деньги, это воспитание. Причем то самое, из советских времен, когда у людей не было денег, не было возможности их зарабтать, не было возможности их потратить на что-то путное. Сколько лет мои родители могли работать только на ОДНОЙ работе. А теперь, когда папе уже 65 он работает на ДВУХ-ТРЕХ. Муж работает - на трех работах, я - на двух. Мы за деньгами гонимся - да, и это тоже: оплата учебы дочери и племянника, оплата врачей детей и родителей и для себя тоже. А еще за границу хочется съездить...

А на фильм с постельными сценами я своего ребенка не поведу - вне зависимости, остановят ли меня на входе в зал или не остановят. А если родителям по барабану, их никто не остановит.
Friday, January 7th, 2005 12:12 pm (UTC)
в СССР было много отрицательного...но вам не надо было работать на 3 работах, чтобы заплатить за обучение, потому что оно было бесплатным и путевки на юг тоже были бесплатными..И кружкИ для детей за символические деньги. Где это сейчас? А тот же терроризм, фашизм, когда средь бела дня убивают нацменов? Можно было это себе тогда представить?
Friday, January 7th, 2005 12:44 pm (UTC)
Маме нужны были деньги, чтобы отвести меня на 2 месяца на курорт - лечить. И так каждый год. Все лечение было платным - если интересовал результат, точно также, как и сейчас. Жрать было нечего и только Москва как-то питалась. Среди бела дня и ночи приезжали воронки и забирали людей, которые часто уже не возвращались, это не убийство? Ненависть по пятому пункту процветала! Если Вы не встречались с этим, не говорите, что этого не было! (Как сказала одна героиня в "Ищите женщину" - если к вам не прижимаются в метро, это не значит, что метро в Париже не существует!)
Кстати, насчет обучения: чтобы поступить в институт я два года занималась с платными репетиторами - вот вам и оплата обучения.
Friday, January 7th, 2005 01:25 pm (UTC)
не буду спорить..у вас все было плохо, кто-то другой жил шикарно, но отрицать то, что тогда тоже было больше хорошего чем плохого, не стоит.
Friday, January 7th, 2005 01:44 pm (UTC)
Мы - не свидетели того времени, мы - его отголоски. И рассказы старшего поколения не прольют света на Истину, поскольку все впечатления субъективны. Я не могу с уверенностью сказать, что тогда все было хорошо, или все было плохо. Думаю, о любом времени нельзя сказать однозначно. НО! Кто-то видит только хорошее - и это хорошее остается с ним, а кто-то видит (помнит) лишь плохое - и это тоже остается с ним. И переходит к нам, новому поколению.

Интересно, а что мы расскажем нашим детям о нашем историческом прошлом?
Friday, January 7th, 2005 02:24 pm (UTC)
не отголосок, я - свидетель. Я жила тогда, будучи не младенцем, а подростком, с открытыми глазами! Я знаю своих родных, которые погибли на урановых рудниках только за то, что были немцами с фамилией Гитнер - одной буквой отличались от фамилии Гитлер.
Я выбирала себе ВУЗ по фамилиям преподов в нем - много еврейских фамилий - туда и пошла.
Я помню как мои родные собирали посылки с продуктами для наших родственников, живущих вне Москвы.
Что было хорошего - наивность людская, вера в то, что можно построить рай в отдельно взятой стране за счет спуска в ад своих соседей. А еще наши родители и бабушки с дедушками тогда были молоды и здоровы! Поэтому они вспоминают об этом с радостью, что в молодом поколении просто странно. Давайте почитаем Солженицына, Гроссмана, Шаламова, Гинзбурга...
Friday, January 7th, 2005 02:16 pm (UTC)
Я не говорю, что все было плохо. Я говорю, что те же мерзости, что вы видите сейчас существовали и тогда, но Вы об этом не знали или не знаете! Ничто не изменилось, кроме одного - появились возможности и настоящие, а не мнимые и лживые, как тогда: возможность заработать, возможность уехать, возможность жить так, как хочешь, при этом не идя по трупам и не воруя!
Friday, January 7th, 2005 03:21 pm (UTC)
Мои родители и их родители жили честно ни у кого не воруя. И жили счастливо. Да были в жизни недоразумения, когда мама не могла мне колготки купить, потому что их выдавали семьям, где двое детей, а где один - ничего не выдавали..Я помню как я радовалась самой дурацкой простой конфетине, добытой потом и кровью..Но по-моему это мелочи. Сейчас я и мама вспоминаем это время и смеемся, как будто это было комичным фарсом. Но сколько людей после крушения СССР оказалось за бортом жизни, кто-то научился шевелить ушками, держать нос по ветру, а кто-то нет. Общество разделилось на классы. Вот в Намедни была серия репортажей "Бедные люди". Показывают провинцию, молодую, красивую, умную женщину-врача, она-мать-одиночка. Получает копейки, приходит в продуктовый и говорит, что сок они с дочерью не могут себе позволить, туфли уже забыла когда в послдений раз себе покупала. У меня слезы стояли в глазах. Где эти возможности? Где ее ждут с ребенком? В какой стране? У нее есть образование, она-специалист, лечит людей, нет мужа, папы, мамы, как у вас, чтобы помогли. Вы сидите обеспеченная со всех сторон и говорите как плохо жить. Да полстраны живет за чертой бедности, в СССР такого не было. Если работаешь - получаешь деньги, да как все, ничем не выделяясь, но и не голодал никто.
Friday, January 7th, 2005 03:45 pm (UTC)
А почему не научились-то? Потому что не на собственные руки/ноги/мозги рассчитывают, а на добренькое государство - оно их должно кормит /обувать/одевать, а они будут баклуши бить. А как никаких соков/туфлей вообще не было? Пустые прилавки, только частик в томате? Или Вы думаете, это заслуга последних лет? Нет, это доведенная до абсурда экономика у нас дала дуба, а спихнули все на Гайдара. Не было черты бедности в СССР? У мамы было два крепдешиновых платья. И все. В них и на работу, и в поликлинику, и в отпуск. Инженеры-родители, инженеры-дети. Да, в СССР полстраны за чертой бедности не жили, там тогда жили за этой чертой ВСЕ, кроме малой кучки ненарода. Только тогда это так не называлось, это была светлая дорога в коммунизьм.
Соглашусь с Вами, я обеспеченная - и родителями, и мужем, и собой, но не государством! Будет здоровье и сама обеспечу ребенка, родителей-пенсионеров. И чем больше я вкалываю - тем больше получаю, а в те времена - вкалывай/не вкалывай инженер - 120 рублев и проваливай. Да еше и не купишь ни фига на эти деньги, только после штурма какого-нибудь магазина. А уж до городу Парижу съездить - это и не мечтай, кукиш, ишь размечталась.
Ну да ладно, опыт жизненный у всех разный и к общему знаменателю незачем нам с Вами приходить. Но ежели Вы желаете продолжить - милости прошу ко мне на мыло - europa-km@mail.ru
Всегда рада!
И спасибо замечательной octavia555 за то, что приютила нашу дискуссию на страничках своего ЖЖ.
Friday, January 7th, 2005 04:21 pm (UTC)
Да хоть 120 рублев, а сейчас ничего...Если прям так есть нечего было, как вы говорите, получается, что все ремни варили? Не было этого. Вы имеете возможность работать, потому что в Москве живете, а Москва - это государство в государстве, это не вся Россия. А что до Парижа, не смешите мои ботинки, заграницу ездят 5% населения, для остальных это так и осталось несбыточной мечтой.
Saturday, January 8th, 2005 04:09 am (UTC)
Обобщу.
Жизненный опыт, равно как и подход к жизни, у всех разный. Переубеждать друг друга - пустое дело. Но всякое мнение крайне субъективно. Лично я в те времена жила очень даже неплохо, поскольку относилась к той самой "сытой" прослойке общества, поэтому мне сложно понять остервенелую ненависть ко всем коммунистам (таковую испытывает, например, моя свекровь, о чем неустанно напоминает мне). Сейчас я лишь пытаюсь постичь, КАК люди удавалось вырастить в себе такую огромную веру в светлое будущее, веру в то, что все эти "чистки рядов партии" - всего лишь по пословице "Лес рубят - щепки летят"; вырастить эту фанатичную преданность идеям.