octavia: (Чехия)
[personal profile] octavia
Несколько фактов о Праге.
• Название города происходит, вероятно, от слова prah - "порог". Здесь был брод-переправа через Влтаву.
• С 1357-го по 1840 год Карлов мост был единственным в Праге. Сегодня районы чешской столицы соединяют 18 мостов.
• На Целетной ("Крендельной") улице возродили старинную харчевню "У супа" ("суп" здесь - птица гриф, а не кушанье). 300 лет назад ее перестроили в часовню, затем в ювелирную мастерскую и наконец в типографию.
• В верхнем ярусе башни Староместской ратуши на стенах можно увидеть средневековые надписи - заклинания против злых сил. 

Почти у каждого дома в исторической части Праги своя биография и свое неповторимое название - как правило, с предлогом "у". Пражские дома издревле придумывали себе имена. Наверное, в качестве компенсации за то, что несмотря на основательность постройки, высоту этажей и нарядные фасады, далеко не каждому из них удалось стать дворцом. Историки дают этому обстоятельству научное объяснение: до соответствующего указа императрицы Марии Терезии в 1770 году у пражских домов не было нумерации, и жителям приходилось обходиться названиями.

Но сухая научная версия далеко не всем нравится. Куда интереснее считать, что дома, как люди, обзавелись именами, потому что и у домов есть своя история и судьба. Ведь отвратительно столетиями торчать на одном и том же перекрестке и не иметь ничего, кроме номера на фасаде! Хотя у пражских домов – по два номера: синий, как модно сейчас выражаться, позиционирует дом на улице, красный, обычно четырехзначный – номер по каталогу районного бюро недвижимости. 

На стенах тысяч пражских исторических зданий не просто начертаны их имена. Почти на каждом особняке красуется специальный знак - своего рода герб дома. Обычно он вылеплен на фронтоне или вывешен над входом. Гербом может быть пивной бочонок («У прекрасной кружки») или винный кубок («У золотой чаши»), птичий профиль («У белого орла», «У сойки», «У трех аистов»), силуэт животного («У лесного оленя», «У белого льва», «У кота», «У голубой лисы», «У веселой жабы», «У зеленого рака»), библейский сюжет («У трех волхвов»), напоминание о чешской славе («У воеводы», «У рыцаря», «У трех мечей»), именитом иноземном постояльце («У французской короны», «У Бонапарта») или о занятии домовладельца («У большого сапога», «У витого кренделя», «У художников»). Дом «У трех скрипочек» выстроила семья скрипичных мастеров Эдлингеров, а торговец страусовыми перьями логично назвал свое жилище «У трех страусов». Здесь, кстати, в началее ХVIII века открылось первое на Малой Стране кафе. Его владелец армянин Деодат Дамаян проживал в другом районе в доме с не менее звучным именем – «У золотой змеи».

Среди покровителей пражских домов встречаются и сказочные звери (дом «У белого единорога» – один из престижных городских выставочных залов), и небесные светила («У золотой звезды», тут когда-то собирались члены масонской ложи; «У двух солнц», где родился поэт Ян Неруда, фамилию которого позаимствовал в качестве псевдонима его более известный в мире чилийский коллега). Кто-то давал дому имя, поддавшись меланхолии («У черной розы», «У белоснежной лилии»), кто-то, недолго думая, украшал фасад собственной фамилией («У Шпика», «У Шнелла»).

Нередки ясные указания на городскую топографию – «У голубого столба», «У липы», «У зеленого дерева». А вот дом «У золотого колодца» явно принадлежал человеку благочестивому, о чем свидетельствует надпись на барельефе Deus est spiritus – «Бог есть Дух».

Иногда пражская топонимика граничит с мистикой или намекает на страшную тайну. Если верить городской легенде, конец времен наступит, когда в одном доме на Златой улице в Пражском Граде поселится Гермафродит, а на гербе дома появится изображение зайца. Название этого самого дома, приткнувшегося в конце улицы прямо у крепостной стены, – «У последнего фонаря» – согласитесь, вполне символично.

Часто дома получали имена по названию расположенных в цокольных этажах или по соседству пивнушек и винных погребков – «У золотой грозди», «У толстого барашка», «У каменного стола». Встречаются домоназвания религиозно-мистические – «У Богоматери с младенцем», а то и «У Черной Богоматери» (эта редкая статуя, их лишь пять на всю Чехию). Из того же ряда – «У святого Вацлава» и «У святого Сальватора».

Порой попадаются имена и вовсе необъяснимые, если не знать истории соседних кварталов или легенд, с ними связанных. Скажем, дом «У писаной мудрости» прозван так потому, что давным-давно его хозяин, художник Клусачек, вздумал украсить стены глубокомысленными цитатами. 

В той же причудливой черно-белой технике, кстати, расписан дом на Староместской площади по соседству со знаменитыми ратушными часами. Он обзавелся простым и остроумным прозвищем – «У минуты». А в доме с бессмысленным, казалось бы, именем «У осла в колыбели», оказывается, некогда снимал угол знаменитый английский чернокнижник Эдвард Келли. Разгневавшись на хозяйку, он якобы превратил ее сына-младенца в парнокопытное. А почему дом, где столетие с лишним назад размещалось одно из первых в Праге кабаре «Монмартр», назвали «У трех дикарей», а не «У десяти прекрасных танцовщиц»? Дело в том, что вскоре после открытия Америки, на доме намалевали трех индейцев – в стиле тогдашних представлений о диких аборигенах.

Если судить по названиям составляющих ее домов, то самая шикарная пражская улица находится в районе Градчаны, неподалеку от Лоретанского монастыря. Тихая улочка носит громкое наименование – Новый Свет. Названия здешних домов и того ослепительнее: «У золотой груши», «У золотого желудя», «У золотого барашка», «У золотого грифа», «У золотой звезды», «У золотого плуга»... В доме No 1 в конце ХVI века жил придворный астроном, астролог и математик императора Рудольфа II Тихо Браге. Он не только наблюдал за небесными светилами, но и занимался алхимией, пытаясь превратить в золото менее благородные металлы. Помимо астрономических открытий Браге знаменит своим серебряным носом. Настоящий нос он потерял на дуэли, поводом для которой стал спор о геометрической теореме. Тот факт, что дом No 1 по улице Новый Свет не называется «У серебряного носа», приходится признать просто исторической ошибкой.

Впрочем, в Праге и без того хватает домов, названных по именам их знаменитых обитателей, подлинных или полулегендарных. Одно из самых выдающихся в этом отношении – розовенькое здание «У Фауста» на Карловой площади. Это тот самый «нехороший» дом, где злополучный доктор жил до самой своей смерти в 1540 году. Литературные источники свидетельствуют: дыра в крыше не подлежала ремонту, через нее Мефистофель по истечении срока подписанного кровью договора, по всей вероятности, и унес несчастного жильца в преисподнюю.

Часто популярность вполне обычным домам с рядовыми названиям приносят их славные постояльцы. «У трех золотых львов» на Угольном рынке как-то остановился Моцарт, а «У золотого единорога» на Мальтийской площади ночевал Бетховен.

С другим знаменитым пражанином, Францем Кафкой, связаны десятка два домов. «У башни», в котором родился писатель, снесли, а потом, спохватившись, построили имитацию его фасада. Квартировал Кафка и на Староместской площади, и на Златой улице. Впрочем, ни один из этих домов, насколько известно, имя автора «Замка» и «Процесса» не носит. А вот кафе и ресторанов «Кафка» в Праге сразу несколько – очень уж раскрученная марка.

Десятки нарядных, пряничных домиков с пышными именами выстроились вдоль главной пражской туристической трассы – Королевской дороги. В стародавние времена чешские монархи следовали по этому маршруту на церемонию коронации в Пражский Град. Традиция сохранилась и после того как Чехия в ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) утратила самостоятельность. Последним монархом, торжественно проследовавшим в 1835 году королевским путем, был австрийский император Фердинанд I, он же король Венгрии и Чехии Фердинанд V. 

На четырех главных улицах и трех главных площадях Королевской дороги городские летописцы насчитали полторы сотни домов с «именем и фамилией» – от банальных для Праги «У белого индюка» или «У золотого павлина» до мистического «У черного солнца», шаловливых «У невесты», «У каменной бабы», «У трех алых сердец» и библейских «У Святого Духа», «У Ноева ковчега», «У лика Божьего». Есть своя символика в этой неизменной притягательности названий пражских домов, в их вечном предлоге «у». Они стоят точно по адресам, крепко раз и навсегда привязаны, определены, приписаны – не к колодцу, так к иконе, не к столбу, так к храму. Многие не раз перестраивались – менялся вид готических балконов и барочных ворот, орнаментов и виньеток в стиле рококо, сводов в традициях Ренессанса. Но имена, как правило, оставались – как символ, как оберег. А иногда удваивались утраивались, если при перестройке соединялись разные дома. Так и пишут теперь в справочниках: дом «У Адама и Евы», он же «У трех гранатовых яблок», он же «У крышки»…

Пражанам так нравится Королевская дорога, что они до сих пор устраивают по ней потешные шествия. В первое воскресенье сентября мимо именных домов Старого города и Малой Страны следует кортеж самого славного чешского монарха, Карла IV. На Староместской площади целый день веселят народ трубадуры и танцовщики. По соседству, на площади Фруктового рынка, раскладывают свой инструмент гончары, кузнецы и мастера других старинных цехов. Это действо организуется в память о событиях 1355 года, когда король Чехии Карл из династии Люксембургов приехал из Рима, где был коронован императором Священной Римской империи. Столицу империи германской нации новый король, просвещенный покровитель наук и искусств, перенес в Прагу. При Карле IV Чехия пережила пору самого яркого средневекового расцвета.

 Все без исключения дома поименованы в живописных кварталах вокруг острова Кампа, отделенного от Малой Страны притоком Влтавы Чертовкой – «У голубой лисы», «У коричневого конька», «У белой грозди», «У желтой розы», «У желтых ножниц», «У белого ботинка»... Этот район начали застраивать в ХII веке рыцари Мальтийского ордена, получившие часть острова в подарок от чешского короля.

Позже на берегу Чертовки поселились мельники. Хозяйкой одного из зданий была желчная особа, пожелавшая нарисовать на фасаде сразу семерых чертей. Легко догадаться, как прозвали пражане домовладелицу. А потом и речку, несмотря на смирный вид, обладающую быстрым течением и строптивым норовом. Чертовка и теперь, правда вхолостую, просто для услады туристов, яростно крутит лопасти огромного, восемь метров в диаметре, колеса Велкопржеворской мельницы. На одноименной маленькой площади с фасадом бывшего дворца Великого магистра Мальтийского ордена поклонники Леннона в память о легендарном музыканте разрисовали «стену плача». Но этот дом пока не называется «У Джона».

Совсем рядом – комплекс двух домов со странноватым названием «В банях». В одном и вправду размещались общественные мыльные и парные, в другом была лучшая пражская гостиница, где останавливались Петр I и французский писатель Шатобриан, давали бал в честь Александра Суворова.

Новейшая пражская история не так хитра на выдумки: чем функциональнее становилось время, тем безыскуснее делались имена домов. Роскошное здание в стиле ар нуво, в котором в 1918 году провозгласили появление Чехословакии на карте мира, казенно окрестили «Общественным домом», а сундуковатый куб, в котором расположена штабквартира Чешской социал-демократической партии, назвали по-партийному прямолинейно – «Народным».

А еще столетие назад богатые горожане, возводившие особняки в буржуазных районах Праги вроде Бубенеча или Виноград, позволяли себе полет фантазии. В двух шагах от моей квартиры в районе Жижков красуется дом с языческим названием «У Перуна», а в паре кварталов от него – особняк с колониальным именем «У ацтека». Но главная тенденция такова: простота есть удобство. Поэтому дом в 200 м в горку от Национального музея, выстроенный в типичном для 1920-х годов конструктивистском стиле, называется «Над музеем». Многоэтажка, расположенная ниже, именуется, соответственно, «Под музеем».

Но и наше время, видимо, оставит после себя кое-что романтическое и до конца непонятное будущим поколениям туристов. На углу Рессловой улицы и Рашиновой набережной в середине 1990-х годов построили «Танцующий дом». Официально он называется «Джинджер и Фред», а в народе известен еще и как «Стакан». Стоявшее на его месте здание разрушили союзники во время случайного авианалета на Прагу в феврале 1945 года. Почти через полвека пустырь наконец решили застроить. Американского и хорватского архитекторов, взявшихся за проект, вдохновили образы голливудских танцовщиков Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Каменная башня с куполом – это Фред, а башня в стеклянном платье с блестками-окнами – его партнерша Джинджер. Построив «Танцующий дом», архитектор Владо Милунович признался: «Это здание – самая сумасшедшая штука, которую я когда-либо видел».

Иногда новые идеи символизируют возвращение к старой норме. В 1980 году социалистические власти снесли в районе Смихов известный дом «У золотого ангела», чтобы для удобства трудящихся возвести на его месте станцию метро «Московская». После «бархатной революции» ее переименовали в «Ангел». «Золотой ангел» – так называется и торговый центр неподалеку, построенный по проекту Жана Нувеля. Ироничный француз поместил на фасаде комплекса масштабную черно-белую фотографию человека-ангела из фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином». Согласитесь, трудно придумать домовой герб изящнее. 

Статья из ГЕО, фото мои.

Date: 2008-02-14 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] norjat.livejournal.com
о, спасибо большое! много нового и интересного

Date: 2008-02-15 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] norjat.livejournal.com
а мы, кстати, пытались попасть в пивную "У золотого тигра", но место оказалось настолько культовым, что заказать столик так и не удалось :)

Date: 2008-02-14 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] dimka73.livejournal.com
Спасибо!!!

Date: 2008-02-15 08:16 am (UTC)

Profile

octavia: (Default)
octavia

January 2025

S M T W T F S
    1 2 34
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 2025-07-10 04:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios